Гоночные машины СССР: лучшие советские спорткары

История гоночных автомобилей российского производства началась в далеком 1910 году, когда завод Руссо-Балт изготовил несколько моделей, предназначенных специально для ралли.

Самой известной машиной была модель «Руссо-Балт С24», изготовленная в нескольких вариантах.

Первые гоночные автомобили СССР появились в конце тридцатых годов прошлого века, и были изготовлены энтузиастами, которые сделали четыре машины на базе шасси ГАЗ-А, и провели в 1937 году гонки на километровой дистанции.

Лучшие советские гоночные автомобили

История создания гоночных автомобилей в Советском Союзе началась с инициатив энтузиастов автомобилестроения. О промышленном изготовлении спорткаров речь не шла – практически все заводы работали тогда на оборону.

Первый советский гоночный автомобиль ГАЗ-А

Первый советский гоночный автомобиль ГАЗ-А

И вот Гирель, Цыпулин, Жаров и Клещев – четыре любителя – на базе устаревших шасси модели ГАЗ-А, используя старые четырехцилиндровые двигателя, собрали самодельные спорткары. На этих машинах в 1937 году они провели гонки на дистанции в один километр.

Максимальная скорость, которую развила машина-победительница в этом заезде, составляла 142.5 км/час. Для сравнения: последний рекорд скорости в царской России, установленный Хернером 14 мая 1913 года, был равен 201 км/час.

Такая разница в скорости не остановила, а, наоборот, подстегнула приверженцев скоростных спортивных машин, и в разных городах СССР конструкторы создавали новые модели. Первый гоночный автомобиль появился в Москве в 1938 году.

ЗИС-101А-Спорт

Эту машину разработала группа, состоящая из четырех молодых инженеров, работавших в конструкторском бюро экспериментального цеха ЗИС. За основу было взято шасси лимузина «ЗИС-101».

Машину удалось изготовить потому, что конструкторам смогли внести ее в перечень подарков Родины к двадцатилетию ВЛКСМ. В 1939 году автомобиль был продемонстрирован на XVII Московской Партконференции, где его осмотрели Сталин и Каганович.

Спортивная машина ЗИС-101А-Спорт

Спортивная машина ЗИС-101А-Спорт

Сталин очень одобрительно высказался о машине. Казалось бы, первому гоночному автомобилю СССР была дана зеленая улица.

Но на ЗИСе поменялось руководство, и новому директору было не до машины. Ее отогнали на складской двор, где она и закончила свое существование.

В 2012 году в Международном выставочном центре был показан восстановленный по чертежам и фотографиям спортивный лимузин, построенный реставрационным центром. Оригинальный спорткар по расчетам должен был разгоняться до 180 км/час. Реально он показал 164.7 км/час.

Некоторые характеристики «ЗИС-101А-Спорт»:

  1. двигатель бензиновый, рядный;
  2. количество цилиндров – восемь;
  3. рабочий объем – 6060 см3;
  4. мощность – 141 л. с.;
  5. число оборотов – 3300 об/мин;
  6. количество клапанов – 16;
  7. КПП – трехступенчатая, механическая.

Победа-Спорт (ГАЗ-СГ1)

В сороковые годы было не до спортивных машин, но в начале пятидесятых конструкторы начали работать над гоночными машинами.

Одной из самых старых гоночных машин является «Победа-Спорт (ГАЗ-СГ1)», разработанная коллективом под руководством А. Смолина.

В 1951 году на Горьковском автозаводе были построены три спорткара. Поскольку у конструкторов не было возможности продуть машину в аэродинамической трубе, аппарату придали наиболее обтекаемую форму – форму капли.

Машину создавали на базе узлов и агрегатов «Победы». Спортивный экземпляр был ниже серийной на 16 сантиметров, спереди и сзади установлены дюралевые обтекатели, благодаря чему машина стала легче серийной на 260 килограммов.

Гоночный автомобиль СССР «Победа-Спорт (ГАЗ-СГ1)»

Гоночный автомобиль СССР «Победа-Спорт (ГАЗ-СГ1)»

На двух машинах установили моторы с роторными нагнетателями. Машины развивали скорость до 167 км/час. Применение нагнетателей в 1952 году было запрещено, поэтому конструкторы нашли другие решения для повышения мощности.

Некоторые характеристики спорткара «Победа-Спорт»:

  • объем – 2487 см3;
  • степень сжатия – 7.0;
  • мощность – 62 л. с.;
  • максимальная мощность вырабатывалась при 4100 об/мин;
  • система питания – два однокамерных карбюратора, две свечи на один цилиндр.

Сокол-650

В начале пятидесятых годов инженеры научно-технического бюро автомобилестроения приступили к разработке гоночной машины по спецификации «Формула-2». Этот болид должен был стать лучшей гоночной машиной СССР.

В апреле 1952 года две машины были полностью готовы, и их представили Василию Сталину, который курировал технические виды спорта. Усомнившись в возможностях болидов, В. Сталин выставил их вначале на гонки чемпионата Москвы.

Но для гонок, помимо самих машин и пилотов, нужна была еще и команда специалистов, в совершенстве владеющих искусством настроек техники. Таких людей не оказалось, машины показали очень плохие результаты, в результате чего тема была закрыта, и больше такие машины не выпускались.

Гоночный советский болид «Сокол-650»

Гоночный советский болид «Сокол-650»

Основные характеристики «Сокол-650»:

  1. максимальная скорость – 260 км/час или 275 км/час, в зависимости от главной передачи;
  2. снаряженный вес – 790 кг;
  3. мощность – 152 л. с.;
  4. количество цилиндров – 12;
  5. объем – 1992 см3;
  6. карбюраторы – «Солекс-32», четыре штуки.

ГАЗ-СГ2 Торпедо

В модельном ряду старых гоночных автомобилей особое место занимает «ГАЗ-СГ2», получивший название «Торпедо». Выполненный из дюраля корпус больше напоминал ракету, нежели автомобиль.

Поскольку аппарат был выпущен в единственном экземпляре, то к гонкам его допустили условно, вне зачета. В 1951 году, участвуя в линейной гонке чемпионата СССР, на трехсоткилометровой дистанции машина показала среднюю скорость 166 км/час, что являлось новым национальным рекордом.

Еще один рекорд был установлен при старте с места на дистанцию в один километр. Машина промчалась эту дистанцию, за 33.7 секунды, что было рекордом СССР.

Гоночная машина ГАЗ-СГ2 Торпедо

Гоночная машина ГАЗ-СГ2 Торпедо

А потом пришло время забвения, поскольку аппарат никак не вписывался в технические регламенты гонок. На сегодняшний день и в заводском музее не знают, какова судьба этой уникальной машины.

Основные характеристики «ГАЗ-Торпедо»:

  • мощность – 105 л. с. при 4000 об/мин;
  • снаряженный вес – 1100 кг;
  • четырехцилиндровый двигатель объемом 2487 см3;
  • максимальная скорость — 190 км/час.

ЗИЛ-112С

Над этой машиной начали работать в 1957 году. Разрабатывалась концепция, прорабатывались детали, подбирались материалы.

Через четыре года, в 1961 году, на Лужниковском кольце состоялся дебют аппарата. Затем была доводка, гонки, и за три года на машине было установлено пять рекордов СССР.

Этому способствовали отличные характеристики автомобиля. В самой первой модели был установлен шестилитровый двухкарбюраторный двигатель мощностью 240 л. с. при 4000 об/мин.

Гоночный автомобиль СССР ЗИЛ-112С

Гоночный автомобиль СССР ЗИЛ-112С

КПП и сцепление взяты от «ЗИЛ-110», передняя подвеска – от «Волги ГАЗ-21». Задняя подвеска разрабатывалась специально под эту модель.

Предусмотрена возможность замены шестерен в редукторе заднего моста для подгонки перед каждой конкретной гонкой передаточного отношения. Максимальная скорость – 280 км/час.

Из всех выпущенных моделей сохранилась только одна. Она находится в Рижском Музее.

Москвич-404 Спорт

К старым спортивным авто можно отнести и «Москвич-404 Спорт». Машина была построена в единственном экземпляре в 1954 году.

При ее создании по максимуму использовались узлы и агрегаты серийных «Москвичей». Открытый кузов без дверей, изготовленный вручную, представлял собой несущую конструкцию.

Гоночное авто Москвич-404 Спорт

Гоночное авто Москвич-404 Спорт

В машине был установлен экспериментальный двигатель с верхними клапанами, полусферической камерой сгорания и четырьмя горизонтальными карбюраторами. В конце пятидесятых годов двигатель был заменен на форсированный от «Москвича-407».

Рабочий объем этого двигателя составлял 1358 см3, и развивал мощность 70 л. с. при 4600 об/мин. Максимальная скорость – 156 км/час.

LADA EVA

В 1986 году Экспериментальный Вильнюсский Автозавод (EVA) выпустил спорткар «Лада ЭВА). Внешне похожая на ВАЗ-2108, ЭВА полностью отличалась от «восьмерки».

Общими у них были оптика, двери и лобовое стекло. К пространственному каркасу ЭВЫ крепились откидывающиеся капот и багажник, корпус просчитан на аэродинамику и продут в аэродинамической трубе НАМИ.

Для этой модели была разработана оригинальная конструкция ходовой части. Но самое главное – ЭВА имела особый двигатель.

Спортивная советская машина LADA EVA

Спортивная советская машина LADA EVA

Двигатель разместили по центру и машину сделали заднеприводной. В качестве исходного был взят двигатель от «шестерки». В нем был увеличен объем до 1860 см3, головка блока имела 16 клапанов.

Использовался турбонаддув с распределенной системой впрыска «Лукас». После всех модернизаций мощность двигателя достигла 300 л. с.

Москвич 2141 КР

В 1988 году в экспериментальных мастерских АЗЛК был построен раллийный автомобиль «Москвич 2141 КР». За основу была взята модель 2141, но от нее был оставлен минимум компонентов и конструкций.

Спорткар получил новый силовой каркас, была изменена компоновка – двигатель разместили сзади сидений, подвеска всех колес сделана независимой, а сами колеса получили дисковые тормоза. Спорткар был выпущен в единственном экземпляре, и был предназначен для соревнований в группе А5.

Раллийный автомобиль «Москвич 2141 КР»

Раллийный автомобиль «Москвич 2141 КР»

В машине установлен мотор УЗАМ 412 с двумя спаренными карбюраторами Weber. Рабочий объем — 1995 см3 (условие группы А5), мощность — 175 л. с.

Вес аппарата составлял 890 килограммов, что было достигнуто благодаря тому, что откидывающиеся капот и панель моторного отсека были выполнены из стеклопластика. Максимальная скорость – до 200 км/час.

ХАДИ-9

В конце шестидесятых годов в лаборатории скоростных автомобилей ХАДИ начались проектирование и изготовление сверхскоростной машины, которая должна была показать скорость, превышающую скорость звука. В результате из стен предприятия вышла одиннадцатиметровая сигарообразная машина с реактивным двигателем.

Она получила название «ХАДИ-9». Силовая установка – турбореактивный авиационный форсированный двигатель РД-9ФБ с тягой в 5500 кгс.

Какую скорость смогла бы развить эта машина, установить не удалось. На озере Баскунчак, где предполагалось провести испытания, начал работать соляной карьер, и гонки провести там не было возможности.

Сверхскоростная советская машина «ХАДИ-9»

Сверхскоростная советская машина «ХАДИ-9»

На киевском военном аэродроме аппарат дважды показал скорость 300 км/час. В 1983 году на съемках фильма «Скорость» на неповрежденном участке Баскунчака каскадеры разогнали машину до 500 км/час. После этого аппарат отвезли в Харьков и забыли о его существовании.

Съемочная группа вернула аппарат в Харьков, не отмыв его от грязи соляного озера. В результате соль разъела легкие металлоконструкции, и машина полностью пришла в негодность.

ГАЗ-СГ3 Стрела

В 1954 году на Горьковском автозаводе изготовили первую в мире машину с реактивным двигателем.

На Горьковском военном аэродроме 14 ноября 1954 года провели ходовые испытания, закончившиеся неудачей из-за организационных недочетов.

При расчетной скорости 800 км/час на испытаниях скорость на испытаниях ограничили 300 км/час, так как не было соответствующей подготовки трассы, а шины не были приспособлены к такой скорости.

Автомобиль с реактивным двигателем ГАЗ-СГ3 Стрела

Автомобиль с реактивным двигателем ГАЗ-СГ3 Стрела

Болид был изготовлен из алюминия и дюраля, кузов имел антикрылья и киль, двигатель ВК-1 от реактивного истребителя МИГ-17 с тягой 2600 кгс. При испытаниях болид был фатально поврежден, пилот, благодаря авиационным ремням безопасности, отделался легкой травмой ноги.

Заключение

В настоящее время в России разработана и выпущена гоночная машина BR-1.

В 2017 году ее презентовали в Бахрейне. Конструкторы надеются, что эту машину не постигнет участь первых советских спорткаров.

Видео: 18 советских СПОРТкаров. Спортивные автомобили сделанные в СССР